Прежде
чем разбираться с обработкой подобных фотографий, придётся немного
углубиться в суть самого построения снимка High Dynamic Range. Думаю,
что назначение такой техники в объяснении практически не требуется. Мы
просто напросто расширяем динамический диапазон изображения, за счёт
чего практически при любом контрасте "потерянные" детали кадра
становятся видимыми, исчезают так мешающие всем пересветы и провалы в
тёмное, освещение становится более равномерным, балансируется. Итак, небольшой пример:
Самый
обычный блеклый и невыразительный снимок. Практически полностью
отсутствует небо, в тенях провалы в чёрное, какая-либо информация там
теряется. Зачастую говорят, что при таком освещении нет смысла делать
HDRI, оно и так слишком равномерно, эффекта не будет. Но, как
оказывается - он есть. Итак, что бы понять суть пост-обработки
сведённого снимка нужно разобраться, что мы хотим получить в итоге. Для
начала неплохо бы прикинуть, а какова экспозиция которую мы хотели бы
видеть. Именно за неё и будет отвечать центральный кадр, с нулевым
сдвигом. На примере была возможность установить её примерно на 0, т.е.
примерно приблизить к реальности именно за счёт пасмурной погоды.
Остались кадры со сдвигом экспозиции, я стабильно беру +-2EV, хотя
иногда приходится импровизировать, иногда менять шаг в ручную. Опять же -
от чего это зависит. Именно недо/пересвеченные снимки строят HDRI,
именно в зависимости от них будет меняться величина контраста в тех или
иных "проблемных" зонах. Соответственно иногда приходится сдвигать всю
тройку вместе с центральным кадром, если например нужно что бы
пересвеченный кадр не был почти абсолютно белым, но и в теневых участках
исчезли провалы и экспозиция в них была требуемой. Так же и наоборот,
зачастую недосвеченный кадр практически неотличим от произведения
Малевича. В данном случае - нас интересует небо и тень под крышей.
Соответственно оставшиеся два кадра в моём примере:
-2EV
+2EV
Нужно свести все три кадра. Использую программу Photomatix: В самом начале потребуется дать некоторые установки по самому сведению: Наибольший
интерес представляет первый пункт Align Sourse Images: By matching
features - по наибольшему количеству уникальных совпадений. Именно за
счёт этого пунктика можно почти всё снимать с рук, все три кадра
автоматически сдвинутся, наложатся, лишнее кропнется. Остальные пункты -
это уже каждый для себя решает сам методом научного тыка.
Далее
нас будет интересовать закладка Tone Mapping/Fusion, в ней есть
огромное количество всяких разных настроечек, крутить каждый их будет
лично под себя, потому я лишь поясню наиболее важные из них. 1. Strength
- отвечает за контрастность изображения, именно этот показатель даёт
возомжность смотреть сквозь тень и свет. Не всегда его нужно выкручивать
на максимум, зачастую вылазят шумы, опять появляются тени. Но именно он
и придаёт объём изображению. Хотя, если его значение будет не велико
<= 50 - может получиться эффект карандашного рисунка. 2. Luminosity - светимость в зонах пересвета или провала. 3. Smoothing
- выбирайте Light mode и ставьте max, можно и поэкспериментировать, но
совсем уж отдаляться от реальности не хочется. Именно этот параметр
инвертирует тени и свет, добавляет ореолы. Всё остальное - это уже чисто периферия, нужная только для украшения. На примере я использую такие настройки:
Жмём Process, получаем результат сведения:
Как
можно видеть, - на получившемся изображении стало гораздо лучше с
тенями, небом и бликами/отражениями на черепице. Но всё равно картинка
выглядит плоской, и не совсем равномерно освещённой, ЛНУ светлее чем
ПВУ. Теперь открываем Photoshop. 1. Открываем в Photoshop сведённый снимок. 2. Копируем дважды (пусть фоновый будет изначальным, его не трогаем вообще) слой со снимком. //Сtrl+J 2 раза. 3. Самый верхний снимок размываем по Гауссу примерно на 77 пикселей. Фильтр - Размытие - Размытие по Гауссу (радиус 77).
4. Режим наложения - Мягкий свет (Soft Light).
Итак,
мы добавили контраста и объёма изображению, но с другой стороны опять
вернули провалы в чёрное и понизили экспозицию, зато теперь их можно
элементарно убрать просто настроив непрозрачность слоя и немного
поработав ластиком. Радиус берём побольше, а мягкость кисти поменьше. В
данном случае я использую ластик радиуса 500 с 13% краями. После чего
сливаем два верхних слоя.
Зачастую
этого хватает дабы добиться нужного объёма изображения. Но в данном
случае всё придётся повторить, но размытие в этот раз будем делать уже
меньше - радиус 7-13 пикселей.
Вот
теперь картинка заиграла, конечно слишком много тёмного, но тем же
ластиком и корректировкой непрозрачности слоя сейчас нормализуем этот
дисбаланс. В этот раз я использовал ластик с 50% непрозрачностью.
5.
Теперь нам нужно распределить акценты. Сейчас освещённость по кадру
слишком равномерная, глазу не за что зацепиться. На всякий случай
дублируем слой. Затем Слои - Новый Корректирующий слой - Карта Градиента
- Ок. Появляется новый градиентный слой, сразу же ставим режим
наложения - Мягкий свет (Soft Light) и непрозрачность в районе 50%, хотя
варьироваться она может от 10% до 70%. Далее играем с самим градиентом
как душе захочется, в данном случае я выбрал серо-белый градиент, что бы
немного выделить стену здания, деревья на ЗП, песок на ПП и соединения
кладки забора и немного усилить градиент на небе.
6.
Вероятнее всего окончательная настройка распределения освещённости,
добавление эффекта плёнки и состаривания, цветокоррекция. Всё это в
одном пункте, потому всё это делается с помощью кривых. Идём Слои -
Новый Корректирующий слой - Кривые - Ок. Кривыми опять же можно играться
как угодно, но очень часто кривую RGB (чёрненькую) я люблю изгибать
таким образом, что бы она начиналась не из ЛНУ, а немного выше, тогда
вся Ч/Б составляющая поднимается немного вверх по серой шкале, создавая
эффект туманности, старости, матовости фотографии. В данном случае:
Всё, остаётся только свести все слои, выровнять горизонт и кадрировать как душе заблагорассудится - итоговый результат:
Или, при альтернативной работе с кривыми и картой градиента:
Результат
может получиться практически абсолютно любым и будет очень сильно
меняться при экспериментировании с любым пунктом этого урока, - от
практически "карандашного" плоского рисунка, до ярчайшего, кислотного
изображения. Благодарю за внимание, надеюсь сии труды принесут какую-либо пользу читателям.